Понедельник, 06.05.2024, 05:19
ШЕСТАЯ РАСА - ЛЮДИ С НОВЫМ СО-ЗНАНИЕМ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Статистика
 
Главная » 2014 » Февраль » 10 » Что такое Духовность?
14:37
Что такое Духовность?
Что такое Духовность?


Духовность - понятие весьма эфемерное, но очень важное для темы социальных процессов. Есть, например, такое определение: духовность человека определяется ценностями. Чем меньше предпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность. Однако, власть и тщеславие, порой, не нацелены на материальный достаток, но может ли это быть признаком духовности власти и тщеславия?



Иногда явно указывают на важность именно духовных ценностей. Но что это такое? Разве у атеиста нет духовных ценностей? Многие материалисты ведут себя в жизни более праведно, чем те, кто верует в Бога. Предпочтение к умственным занятиям также не является достаточным признаком духовности.
Одухотворенность - это пребывание индивида в его "рекорде", где он переживает состояние возвышенности всех своих нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокого доступного индивиду смысла. Оно может быть не видно со стороны, но хорошо известно ему самому. Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека.
У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком. Однако индивид по большей части находится в состоянии, далеком от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться, - это и называется одухотворенностью. Важен не уровень рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому и дворник, и епископ могут быть одухотворенными. Пребывание в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим подъемом. Духовность индивида "измеряется" количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности. Духовность, таким образом, - это способность быть в состоянии одухотворенности.
Духовной, является деятельность, осуществляемая в состоянии возвышенных ("рекордных" для данного индивида) смыслов, а духовность определяется количеством времени, проводимом в данном состоянии. Эту деятельность мы различаем по признаку участия или неучастия в ней любви. Смыслы вообще, и высшие в том числе, можно принимать и рассматривать разумно, как идеи, не привлекая к ним переживания сердца и совести. Иногда это даже необходимо; например, - врачу, судье. Профессионализм исключает сопереживание, отвлекающее от работы. Практика показывает, что весьма рискованно хирургу оперировать любимого человека. Любовь мешает обратить смысл в чистую идею.
Действие, осуществляемое в состоянии смыслового "рекорда", есть комментарий высшего (для индивида) смысла. Но без любви в нем возможно и зло. Поэтому, чтобы отличить злое творчество от доброго, можно с помощью "одухотворенности".
Духовная деятельность - есть творчество, но не всякое творчество сопряжено с поступком. Поступок - это волевое действие в среде разума, возникающее после внутреннего решения индивида "да будет". Размышления и переживание - еще не поступок. Поступок непременно адресован личности. Нужно говорить о добрых поступках, совершаемых в состоянии одухотворенности. А они непременно наполнены любовью.
Духовное внимание
В физике живого универсума мы имеем дело с вниманием к идеям. Можно условно назвать его рациональным. Энергетическая природа и ресурсное качество его порождают физические свойства мира. Духовное внимание имеет ту же энергетическую природу, но лишено ресурсного качества - оно обретается не в борьбе, а достойным поведением, поэтому вокруг него нет конкуренции.
Что же представляет собой духовное внимание? Говоря попросту, это внимание к объекту, как продукту любви, к самой любви. Обычное внимание рассматривает объект, как носителя идей; индивид - это просто феномен окружающего мира. Духовное внимание видит в нем дитя - воплощенный Замысел родителя, читает историю восхождения и становления личности. Люди - это дети, они любят и в любви продолжают свое детство. Любовь и переживания - главный предмет духовного внимания. Оно обращено не к логике и конструкциям, а к страданию и радости.
Перспективы развития социума напрямую связаны с изменением структуры внимания в сторону увеличения доли духовного внимания. Есть важный аспект труда и взаимоотношений людей. Речь идет о свойстве отделимости продукта труда от производителя (например, искусство актера, до появления современных средств записи, можно было отнести к категории неотделяемых продуктов). Человеческий труд обладает свойством взаимообмена, и основные проблемы социальной несправедливости связаны с неравным обменом. Такое возможно лишь при условии, что продукт отделяется от производителя, обретая форму товара, что является неизбежным следствием наличия физической плоти, основная функция которой заключается в прямом воздействии на материальный мир.
Неотделяемым продуктом человека остается его внимание. Будучи само ресурсом, оно использует в своих интересах материальную деятельность. Последняя является важнейшим инструментом привлечения внимания. Однако этого не происходит, в случае духовного внимания. Духовное внимание не является ресурсом.
Итак, два типа внимания имеют различие в цели деятельности. Духовное внимание привлекается добродеянием, которое представляет собой цель деятельности. Обретение же рационального внимания само по себе является целью, направляющей деятельность.
Духовный Замысел
Мы не рождаем личности и не имеем замысла, разве что - надежды на большую удачливость потомства. Личность создается Богом. Созидание - акт любовный и гностический. Гностическая суть акта созидания заключена в Замысле, обуславливающем уникальность личности.
Вряд ли мы сможем понять содержание Замысла в полной мере, но есть очевидные факторы, которые играют здесь важную роль. Основной тезис таков: Все, что рождается, должно способствовать мировой гармонии, т.е. укреплению духовной дисциплины, которая суть Любовь - главный инструмент самоорганизации жизни. Это означает, что основой Замысла является приход в мир такой личности, которая в данной среде, в определенное время способна укрепить гармонические (любовные) отношения. Новая личность наделяется способностью возлюбить мир, в котором она начинает путь, обратить на него любовь, полученную при рождении.
Энергия любви ограничена и является ресурсом Абсолюта, поэтому Замыслом решается подзадача общей задачи оптимизации энергии Мирового Ресурса.
Духовное знание
Я часто говорю о главной тайне - тайне личности. Духовное познание ее - первый шаг в добродеянии. В принципе, то же самое имеет место в рациональном познании личности - мы интересуемся ее лицами. Но узнаем мы не сами лица, собственно, а лишь идеи, к ним прикрепленные, - это идеи поступков личности. Духовное знание может сочетаться с рациональным, но идеи - далеко не главный его предмет. Ибо познать и отразить тайну личности невозможно в понятиях. Лишь любовь постигает ее, даря нам внутреннее проникновение, ощущение раскрытия и понимания. Это познание сердечное, сближающее, роднящее, хоть и не облаченное в слова и формулы. В нем чувственное порождает образное, наполняя невыразимыми деталями и красками.
Тайна личности тесно связана с уникальной ролью ее в гомеостате Мирового Ресурса. Следовательно, это тайна мира. Духовное знание сопровождает смысловой процесс, который восходит к самым общим задачам, делает индивида активным участником мирового этического движения, пребывает в мотивах духовного внимания. Духовное знание - это и есть знание истинной реальности, которая суть реальность этическая. Оно серьезно, содержательно, интеллектуально.
Наконец, мы должны постоянно помнить, что духовный комфорт создается индивидом также для внутреннего мира его личности.
Духовная свобода
Всякий поступок индивида содержит два шага - выбор (привлечение) смысла и выбор комментария. Можно сказать, духовным является выбор смысла, а свобода комментирования обусловлена тем, что Бог в процессе создания индивидом собственных комментариев - не участвует, Богу важны смыслы. Но можно ли утверждать, что Бог даровал нам свободу выбора смысла? Если да, то мы снова приходим к проблеме попустительства злу.
Вероятно, надо принять следующее допущение: Духовная свобода индивида не является дарованной. Она возникает вместе с творением индивида и не может быть отнята даже Богом (до суда "в конце времени слоя"). Т.е. и в действии, и в духе Бог не всемогущ. Как же проявлено Его участие в духовной жизни индивида?
Мой ответ: Бог не только наш Родитель, но и Учитель, и Судья. И целью жизни индивида является обретение божьего признания. Мы свободны в выборе нравственной несвободы. А наказание - есть потеря божьего признания (богооставленность).
Бог и связь миров
В мире много такого, в котором Бог не участвует, Его там нет. Вся материя лишена Божьего участия, но если бы только она! Наша судьба, вся жизнь, воплощенная в ткань вещества, не зависит от Бога. И во всем, чего мы хотим добиться в материальном мире, в природе, стихии, в движении и в покое - во всем этом Бога нет. Следовательно, Его нет вообще для тех, кто иного, кроме материи, не видит, не признает.
Но неужели бесполезны наши просьбы и молитвы, когда мы исповедуемся, сообщая о делах, успехах, болезнях, когда мы просим Его помочь? Нет. Потому что мир разума велик и распростерт далеко за пределами Земли. Его популяция - это глубоко структурированная иерархия, где случается и так, что одни видят других, а другие о них только догадываются. Мы оказываемся внутри крупных космических эгрегоров, где желания и чаяния людей обретают резонанс во многих разумных существах. Мы обращаемся к Богу, а наш призыв слышат те, кто разделяет нашу любовь к Нему. Дело здесь не в том, что они могут то, чего не может Бог, или что они поступают вопреки Его желанию. Нет, именно Бог призывает отвечать на просьбы, потому что от разума к разуму должно идти добро, разум должен "дружить", добродеяние - норма жизнедеятельности. Ничто так сильно не может объединить разум (реализованный, к тому же, в различной плоти), как любовь к Богу. Наши прославления Бога Ему не нужны. Они полезны лишь постольку, поскольку сближают нас. Ему нужно, чтобы мы любили друг друга. Единство мира пребывает в Нем. Поэтому правы и идеалисты - наши молитвы слышны.
Истина и веротерпимость
Религиозная нетерпимость - не только неуважение к личности, но безграничная самоуверенность и истерическая торопливость, которая есть "знак безумия". Мы хотим, чтобы уже сегодня, сию минуту восторжествовала наша правда, хотя мы и сами ее еще до конца не поняли. Культура индивида формируется под влиянием многих обстоятельств жизни. Мучительно и медленно истина пробивается в сознание. Нетерпимость влечет за собой последствия и более тяжкие, чем разделение религий. Таковым является изгнание науки на сырое поле материализма.
Присмотримся к понятию "истина". Кажется, наука, например, имеет отношение к истине. Но многие полагают, что истина не формулируема, а наука обязана свои утверждения формулировать. Наука имеет дело с достоверностью, информацией, алгоритмами ("тряхнул ветки, посыпались яблоки"). Также печатное слово, да и всякое произведение рук, ума и души человека, отчужденное от человека, лишь исполняет функцию катализатора узнавания истины. На холсте, на бумаге, в скульптуре, в теории мы находим телесный след ее, но не саму ее.
И все же существует выразитель истины - сама личность. Если ей дать слово, мы увидим истину. В одном единственном деянии - в общении, на короткое время, мы непосредственно соприкасаемся с истиной, при условии, что наш собеседник открывает свою личность. Мы ее узнаем сразу без сомнения в разговоре, жесте, обаянии, в убежденности, в каком-то неуловимом движении и нюансах, в ауре. Личность, дух пробивает толщу плоти, подчиняя плоть, играя в глазах, эмоциях, словах собеседника. Мы узнаем ее по той высокой чистоте любви, совершенства, доверия, открытости, непосредственности, которая только и должна быть в истине.
А что еще для нас может быть истиной? Проповедник - тот, кто чист, кому дано раскрыть свое доброе сердце людям, свою личность. Его сердце становится дверью истины. Истинность есть свойство ученья (вероучения) и свойство его проповедников. Истину мы можем услышать в устах христианина, иудея, мусульманина, буддиста, даосиста и т. д., и материалиста. А если постараемся, то и в себе. Можно по-разному относиться к концептуальным основам веры, но великие деятели мировых религий достойны уважения и почитания.
Сотвори чудо
Люди, как дети, ждут подарка от Деда Мороза. Они хотят чуда. Они ведь не понимают, что чудес не бывает, что чудо - это реальное деяние разумной личности, у которой свои проблемы. Как добрый родитель, заботливый некто подкладывает под елку ожидаемый или неожиданный подарок. Самая лучшая профессия - это кудесник. Впрочем, нет, лучшая профессия - учитель, а потом кудесник, волшебство которого просто и объяснимо: он так живет. Сколько нужно душевного тепла и любви? Нам кажется много, но для него это естественно. Когда мы обнаруживаем счастливую неслучайность, надо понимать, что кто-то о нас позаботился, ибо само собой приходит чаще разрушение.
Почему мы сами не такие, почему только просим и ждем? Как будто обстоятельства обязаны выстраиваться в соответствии с нашими ожиданиями. А как расстраиваемся, когда мир ведет себя по-своему, не так, как хотим! Мы любим владеть ситуацией и готовы винить весь свет, но не себя. Во всех наших серьезных начинаниях присутствует наивная мечта о кладе. Мы и в познании настроены на клад. Физик, психолог, оккультист, астролог, да и философ - где-то внутри хранят ожидание - кажется, еще немного, еще шаг, и вот оно. А что?
Но вот, наконец, мы все пережили, поняли, что счастье только с Богом. Всем нутром, всей своей душой вняли: твори добро ближнему. Но нет, раздался звонок, и опять мир ожиданий. Несомненно, понимание творит свою тихую работу - мы меняемся. Но очень, очень медленно. Потому что требуется полное перерождение, уход, исчезновение, чтобы пришло обновление. Наше понимание не только помогает, но и мешает. Оно по большей части мешает. Ибо мы знаем, где лежат подарки, и думаем о них, а это отбрасывает назад. Рефлексия - основа самосознания, помеха самолечению и самолечение. Не нужно стыдиться призыва "НАДО ЛЮБИТЬ". Не нужно бояться фальши, ибо это, вероятно, боязнь любви. Другого, более умного, разум не подскажет.
Для хандры у нас много причин, но хандра - это грех. Что нужно человеку, чтобы он всегда находился в состоянии духовного подъема? Нужна память любви. Да, мы должны помнить солнечное утро, ласку, улыбку, подаривших нам радость. Нам дано поверить, что они - главные составляющие вселенной, без них ничего бы не было. Это не чудо, это реальность, это опора, к которой невозможно привыкнуть.
Чудо и абсурд
Не хочу выступать в качестве разрушителя чей-то веры, но мне кажется, сказанное ниже поможет некоторым неверующим устранить препятствия, мешающие поверить в Бога.
Все, что происходит в мире, можно условно разделить на (1) действие и (2) поведение. Действие частично описывается законами природы, поведение оценивается по соответствию законам этики. В принципе, нам известны определенные правила действия и поведения. Иногда они нарушаются. Действие, происходящее вопреки известным законам, мы называем чудом, неуместное поведение - грехом или злом. Порой кажется, что неэтично поступает субъект, от которого мы такого поведения не ожидаем. Эту ситуацию мы называем абсурдной, и абсурдной кажется вера в такую возможность.
Абсурдной является вера в попустительство зла Богом, ибо Бог является эталоном нравственного поведения. Эту абсурдность признает сам верующий. Он полагает, что поскольку мы не единосущны Богу (лишь подобны Ему), нравственный закон, которым Он руководствуется, не соответствует закону, данному людям, в частности, для Него наше зло не является злом, и жизнь человека предопределена. Но это не объясняет попустительство злу, и адепты христианской религии давно уже обсуждают так называемую проблему теодицеи - объяснение существования зла в мире, управляемом Богом.
Некоторые утверждают, что истинная вера и есть вера в абсурд. Однако и без того есть нечто, требующее веры - мир содержит трансцендентную составляющую, этические законы которой являются универсальными, и вера в существование этой невидимой составляющей мира ничего общего с абсурдом не имеет. Почему же вера в абсурд оказывается столь сильной? Ответ, полагаю, таков: важнейшим элементом веры является признание всемогущества Бога. Ведь Бог предстает как справедливый Судья, способный наказать любого грешника. Если мы утверждаем, что некоторое явление имеет божественное происхождение, то всемогущество нам как бы гарантирует абсолютный успех этого явления. Но всемогущество сочетается с всеблагостью, и мысль о попущении злу обнаруживает нелепость.
Материя мира - результат творения, но какого творения? Я согласен с теми, кто полагает, что Бог материю не создавал и в ней не действует. Существуют миры, лишенные материальной субстанции, обитатели которых не имеют физического тела.
Материя - следствие падения разумных монад, и к Богу никакого отношения не имеет. Она несет в себе следы порчи, соблазна, борьбы и смерти.
Люди рискуют ошибиться в своих гипотезах, но лучше недооценить масштаб Божьего созидания, чем приписать Ему авторство мерзости . Для Бога воспрепятствование злу, требующее материального действия, фактически невозможно.
Но, чтобы избежать абсурда, мы должны предположить, что и в моральной сфере Его власть ограничена. Мир - бесконечно сложный объект, управляемый Абсолютной волей. Управление может быть либо (1) только централизованным, либо (2) сочетаться с элементами самоорганизации. Второй вариант наиболее логичен. Поскольку мир состоит из множества автономных монад, он сохраняет свою устойчивость на основе самоорганизации, предполагающей наличие свободы разумных монад. Этой свободы оказывается достаточно для произрастания плевел зла, и дело не в том, что Бог честно соблюдает принцип свободы человека, не желая ее отнимать, а в том, что отнять ее невозможно без разрушения устоев мира. Бог не вмешивается в наши намерения, но Он является Учителем мира.
Ограниченность власти Бога не распространяется на возможность справедливого божьего наказания. Ибо
(а) наказание совершается именно в моральной сфере,
(б) не ущемляет свободу человека,
(в) оно наиболее серьезное из всех мыслимых наказаний.
Речь идет о Божьем Мнении, которое, в принципе, имеет два крайних полюса - божье признание и богооставленность (отвращение). Именно последнее и есть страшнейшее по сути наказание. У Бога нет возможностей непосредственно повлиять на акт злодеяния, но есть (моральная) возможность наказать грешника. И для этого не надо быть всемогущим. Для некоторых это означает, что Бога вообще нет. Но Бог Есть, Он наш Родитель, Учитель и Судья. У нас есть свобода выбора в поведении и есть нравственный закон, нарушение которого наказывается Его Судом.
Верить в чудо можно, в абсурд - бессмысленно.
Заключение
Всякая концепция, теория, писание, проповедь суть отражение веры. Но лишь приближенное отражение. Оно излагает рациональную модель. Скудность слова и рационального метода лишает нас возможности адекватного описания - не только для читателя, но и для самого автора. Не нужно его спрашивать: "Веришь ли ты в то, что говоришь?". Ибо и он порой сомневается (и должен сомневаться) в своих утверждениях. Слово - элемент культуры и связи людей. Термы понятийной системы рассеяны в широком поле общения. Мы используем ближайшие подходящие вешки, но они расставлены на некотором расстоянии, и, хватаясь за них, оказываемся не совсем там, где хотели бы. И все же - это ближайшие вешки. В творческом откровении многое возникает исподволь, как будто подсказанное, нашептанное кем-то, и автор вправе усомниться в своем авторстве. Где тут вера, а где видение? Верить, видеть, объяснять - разные качества. Верит священник, видит художник, объясняет философ. Все это сочетается в каждом, но средства выражения ограничены. А вера наша не поддается описанию.
Если спросить человека, во что он верит, то вопрос, скорее всего, его смутит. В крайнем случае, вы услышите ответ типа: "Верю в справедливость, в дружбу, в любовь", или "Верю в силу богатства, материального благополучия". Мало, кто искренне скажет "Верю в Бога". Слишком интимны и плохо осознаваемы отношения с Всевышним. Некоторые идентифицируют себя с какой-то религией, что обусловлено, вероятно, не верой, а традицией. В религии мы ищем объяснения и мистический опыт, а верим все равно в простые вещи. Мы верим, что весна сменит зиму, что добро победит, что мир гармоничен и достоин любви.
Счастлив верующий в небесного Отца - Бога Благодатного. Счастлив увидевший протянутую руку Господа и прильнувший к ней.




Информация с сайта: http://planeta.moy.su/blog/chto_takoe_dukhovnost/2014-02-10-76492#ixzz2sulEUUBM
Подробности на сайте Наша Планета
Просмотров: 404 | Добавил: uk02at02 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz