Пятница, 17.05.2024, 22:18
ШЕСТАЯ РАСА - ЛЮДИ С НОВЫМ СО-ЗНАНИЕМ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [100]
Поиск
Статистика
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗЕМЛЯ РУССКАЯ (С.Блохина)
ЗЕМЛЯ РУССКАЯ (С.Блохина)
Газета "Духовный старт" №3(7) 26 марта 2013

В 862 году, согласно летописному преданию, славянские племена, жившие по берегам озера Ильмень, призвали на княжение в Новгород князя Рюрика - предводителя варяжского племени «рос», или «русь» .

Еще М.В. Ломоносов отмечал : «…варяги и Рурик с родом свои, пришедшие в Новгород, были колена славенского и говорили языком славенским, исходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на Восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано…

В наших летописцах упоминается, что Рурик с родом своим пришел из Немец, а Инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке руссе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов»

(М. В. Ломоносов. Полное собрание
сочинений. Т6, М., Л. 1952)

Легендарный князь Рюрик, считается родоначальником первой династии русских князей, получившей по его имени название Рюриковичей.

Рюриковичи создавали, укрепляли и защищали Русь, приняли христианство, позднее многие из них были причислены к лику святых Русской православной церкви.

Итак, Рюрик сосредотачивает власть в своих руках, княжит в Новгороде, а некоторым своим дружинникам раздает города для управления и сбора дани.

Так княжеские дружинники Аскольд и Дир стали править в Киеве.

Рюрик правил в Новгороде семнадцать лет. Во время его правления к землям северных славян были присоединены земли финских племен веси, мери и муромы, которые приняли обычаи, язык и веру славян.

В Новгороде Рюрик женился на княжне нормандской, от брака с которой родился сын Игорь.

В 879 году Рюрик умер, оставив на воспитание малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Именно Олег перенес столицу из Новгорода в Киев сказав: « Се буди мати градом русских».

Существует легенда, что Киев был основан в 5-6 вв.

Летописец Нестор в Повести временных лет» под 854 годом пишет:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И было три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве…»

Итак, укрепив Киев, Олег принялся собирать всех славян под «одно знамя», расширяя пределы своей державы. В 907 году Олег совершил поход на Византию. Когда многочисленное воинство Олега подошло к Константинополю, византийцы закрыли ворота города и перегородили гавань цепями. Тогда князь приказал поставить на корабли большие деревянные колеса и при попутном ветре смело двинулся к городу. Византийцы, пораженные и испуганные увиденным, заключили мир с Олегом, а в договоре именовали его «великим князем русским».

Князь Олег за свою храбрость, проницательность и мудрость получил прозвание Вещий.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей,
в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Вещий Олег правил в Киеве более 30 лет, и после его смерти на киевский престол вступил князь Игорь.

В 944 году князь Игорь собрал большое войско и отправился к берегам Византии. Дело в том, что Византия отказывалась выплачивать дань Руси.

Византийский император, которого предупредили болгары и хазары «о Руси без числа», перепугался и предложил мир на выгодных для русичей условиях. Был тогда подписан договор, в котором впервые появилось выражение «Русская земля».

Гордилась Русь своей судьбой,
Своим народом и землей 
Святой назвали.
За землю русскую свою,
Склоняли голову в бою,
Стеной вставали.

Русь для врагов всегда была,
Своей отвагою страшна,
Ее боялись.
И сколько их с войною шли?..
А сколько горя принесли?
Да здесь остались.

Когда бойцы на битву шли,
То брали горсть родной земли,
Спасает знали.
Месили грязь чужих полей,
И пяди Родины своей,
Не отдавали…

А. Еськов «Земля русская».

После смерти Игоря княжение перешло к его жене Ольге.

Существует легенда, что Игорь случайно встретил ее на переправе под Псковом и сразу влюбился. Позднее он послал за полюбившейся девушкой послов, так как не желал себе никакой другой жены. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение.

В 955 году Ольга, надеясь укрепить международное положение русского государства, отправилась в Константинополь, что бы принять крещение.

Согласно летописному преданию, византийский император Константин предложил княгине выйти за него замуж. Ольга не отказала Константину, но сначала попросила его стать ее восприемником при обряде крещения. Император, ни о чем не подозревая, согласился. На следующий день после крещения он повторил предложение. А княгиня ответила: «Ты же сам меня крестил и назвал дочерью. У христиан такие браки не разрешаются!» Константин грустно улыбнулся: «Перехитрила ты меня, Ольга» и щедро одарил крестницу.

Вернувшись в Киев, Ольга передала власть сыну, но лишь во время его длительных военных походов продолжала управлять страной.

После смерти княгиня Ольга была причислена к лику святых.

Сын княгини Ольги и князя Игоря Святослав прославился как отважный и доблестный воин, который делил со своими дружинниками все трудности и лишения.

Летописец так описывает Святослава: «Это был прирожденный воин, ходил он легко , как барс… шатра не имел, а спал на конском потнике, положив под голову седло. Ел вместе со всеми, был прост и доступен».

В чистом поле прям и грозен
Против всех врагов один
Столько зим стоял и весен
Русский чудоисполин

Вдоволь с мразью наборолся
И устал от ратных дел.
Мертвый сон великоросса
Незаметно одолел.

Радуются чужеродцы,
Обнажая свой оскал:
«Нет, он больше не проснется.
Все, Иван, наш час настал!»

Но горят в надежде свечи…
Время движется вперед.
И кромешный мрак не вечен.
Новый день уже грядет.

Изза тучи выйдет солнце,
Свет прольется во всю ширь.
И от морока очнется
Наш былинный богатырь.

Молвит он: «Вот чудо, братцы!
Целый век проспал, кажись.
Эх, я силушки набрался.
Ну теперь, злодей, держись!»

Александр Бывшев
«Русский богатырь».

Во время своего правления Святослав почти непрерывно воевал. При этом он вел продуманную политику, целью которой было создание мощной державы со столицей на Дунае.

Весной 972 года Святослав двинулся в поход к днепровским порогам. Здесь, в засаде, его встретили печенеги и в тяжелой битве храбрый Святослав вместе со своей дружиной погиб.

Печенежский хан Куря, оковав череп князя золотом, сделал из него чашу. Из этой чаши Куря пил вино, надеясь, что к ему перейдут ум, сила и мужество Святослава.

Младший сын Святослава Игоревича и Малуши Любечанки, ключницы княгии Ольги, Владимир, в 980 году становится киевским князем и объединяет русские земли под своей властью.

Однако, единство государства требовало ЕДИНОЙ ВЕРЫ И ЕДИНОГО БОГА.

В 988 году Владимир и византийские императоры Василий 2 и Константин 8 заключили мирный договор. Одним из условий договора была женитьба Владимира на дочери императора Константина Анне. Но брак не мог состояться без крещения князя. Таким образом, в 988 году в крымском городе Корсунь греческий священник крестил Владимира и его дружинников.

Вернувшись в Киев, Владимир крестил всех горожан на Днепре.
Киево-Печерская Лавра


В честь крещения Владимир заложил первую каменную церковь Пресвятой Богородицы. После того как князь назначил на содержание церкви десятую часть княжеских доходов, она получила название «Десятинная».

По всей стране началось строительство христианских храмов. В одном только Киеве насчитывалось около 400 храмов. За крещение Руси православная церковь чтит Владимира святым.

Князь Владимир отличался веселостью, любил пиры и празднества. Пиршества устраивались в дни больших церковных праздников или по случаю освящения храмов.

Во время правления Владимира появились былины о непобедимом Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче. Народ же величал князя Владимиром «Красное Солнышко».

Владимир Красное солнышко мифологизированный образ великого князя в русских былинах. В мифопоэтических представлениях Владимир - идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от вешних сил кочевников или чудовищных существ. В былинах Киев, двор князя Владимира обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.

В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома (Илья Муромец), Добрыня - из Рязани (Добрыня Никитич), Алеша из Ростова (Алеша Попович).

«В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один единственный сын. Звали его Алеша, прозывали по отцу Поповичем.

Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алеша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос Алеша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме.

Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копье острое да лук со стрелами…»

Итак, по пути богатыри совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам Киев, и прежде всего двор князя Владимира, - надежное, защищенное место, где идет нескончаемый веселый пир; на нем наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения. Здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.

Князь Владимир - хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира «красным солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира.

Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех - членов своей семьи, богатырей, весь народ и опекает их.

От разных жен у Владимира было двенадцать сыновей, между которыми он в 995 году разделил Русь на уделы.

Одному из сыновей Владимира Ярославу досталось Ростовское княжество, где он княжил до 1010 года. Находящийся в 60-ти км. к северу от Ростова Ярославль, был основан Ярославом и назван в его честь.

Город Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь. Так или иначе, годом основания Ростова считается первое упоминание в летописях («Повести временных лет») под 862 годом.

Итак, в 10 веке на территории Ярославского края, в глуши непроходимых лесов, селились славянские племена, пришедшие с верховьев Днепра и Западной Двины. В это время Верхнее Поволжье входило в состав Древнерусского государства со столицей матерью городов русских Киевом. А центром всей Северо-Восточной Руси был город Ростов Великий (ныне Ростов - Ярославский).

Народные предания повествуют о событиях, происшедших здесь более тысячи лет назад. Наиболее известно из их «сказание о построении града Ярославля», дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского (1776 1788) в рукописи последней четверти 18 века. Оно содержит немало вымысла и позднейших приписок, но в основе лежит народное предание, корни которого уходят в глубокую древность.

В нем рассказывается, что на месте, где был основан город Ярославль, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий Угол, судя по всему мерянское. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили купеческие суда, плывшие по Волге.

Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего Угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего Угла согласились на все условия, кроме принятия крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, но уже вместе с епископом и другими церковниками. Но жители не пустили его в селение и выпустили на него «лютого зверя» (как полагают, медведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натравили собак. Однако согласно легенде, князь не растерялся, убил медведицу секирой, а после этого на том месте велел построить храм и срубить город во свое имя, то есть Ярославль.
Ярославский кремль


Это был первый город-крепость на Волге, надежно прикрывающий подступы к Ростову Великому, тогдашнему центру Северо-Восточной Руси.

А легенда о поединке князя с медведем нашла свое образное отражение в истории Ярославля. При Петре I была утверждена гербовая печать города с изображением медведя. В 1777 году образовалось Ярославское наместничество, а в следующем году был утвержден официальный герб Ярославля : « В серебряном щите медведь. Стоячи, держит в левой лапе золотую секиру…»

Россия еще не умолкла,
И колокол грозен, как встарь.
Года пролетают над Волгой.
Не старят они Ярославль.

Ах, ты русская земля, шум дубрав…
Мудрым был великий князь Ярослав.
Краше места не найдешь,
До чего же ты хорош,
Ярославль, Ярославль!
Куполов старинных вязь,
Городвоин, городкнязь…
Легендой и дивной, и давней
Весь путь мой отмечен земной.
Я знаю, что ждет Ярославна,
И я возвращаюсь домой.

Здравствуй, русская земля.
Шум дубрав!
Мудрым был великий князь Ярослав.
Краше места не найдешь,
До чего же ты хорош,
Ярославль, Ярославль!
Куполов старинных вязь,
Городвоин, городкнязь…
Ярославль мой. Городкнязь!
Николай Добронравов
«Песня о Ярославле».

Итак, Ярослав, сын великого князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогонеды Роговолодовны, сначала был князем ростовским, а после смерти старшего брата Вышеслава получил в удел Новгород.

Позже, весной 1019 года, Ярослав занял Киевский престол.
Картина Рериха «Ярослав Мудрый


Во время своего княжения Ярослав отдавал все силы укреплению и обустройству государства. Самым значимым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская правда», впоследствии ставшего основным законом Киевской Руси.

Ярослав при церквах основывал школы, где обучались чтению, письму и церковному пению. Он собрал большую библиотеку русских и греческих книг. Ярослав лично переписывал и переводил книги и рассылал их списки в разные уголки государства.

За свое пристрастие к учению и заботу о просвещение русичей Ярослав Владимирович получил прозвание «Мудрый».

Заботился он и о процветании Киева. При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. При нем город был обнесен каменной стеной и Золотыми воротами, возведен каменный Софийский собор, возник Киево-Печерский монастырь…

О Киевград, где с верою святою
Зажглася жизнь в краю у нас родном,
Где светлый крест с Печерскою главою
Горит звездой на небе голубом,
Где стелются зеленой пеленою
Поля твои в раздольи золотом,
И Днепр  река, под древними стенами,
Кипит, шумит пенистыми волнами!

Как часто я душой к тебе летаю,
О светлый град, по сердцу мне родной!
Как часто я в мечтах мой взор пленяю
Священною твоею красотой!
У Лаврских стен земное забываю,
И над Днепром брожу во тьме ночной:
В очах моих все русское прямое 
Прекрасное, великое, святое.

Иван Козлов  «Киев».

Итак, князь Ярослав, брат первых православных прославленных на Руси святых князей Бориса и Глеба, отец православного святого князя Владимира Ярославича, дед православного святого Владимира Мономаха, в 2008 году был канонизирован как святой благоверный князь.

Святой Руси раскрыв просторы,
Ты ощутишь ее любовь
Там удивительные зори
Там удивительный рассвет.

Мы в сказках Пушкина читали
Там чудеса, там леший есть.
Там также есть души начало
И много там волшебных мест.

Святой Руси познать истоки
Ты поскорее поспеши.
Их невозможно на Востоке
И не на Западе найти.

Рубцова О. В. «Истоки Святой Руси».

Таким образом, изучение нашей истории может помочь нам определить направление предстоящей нам практической деятельности…

Ни в одном древнерусском литературном памятнике (летописи: киевские, новгородские, псковские и так далее) мы не встретим выражение «русский народ», везде «ЗЕМЛЯ РУССКАЯ». Единая Земля Русская.

А Киев первые назван «матерью городов русских» в одном из фрагментов «Повести временных лет», который исследователи датируют 882 годом.

Как невозможно разлучиться со своим дитя, так и Украину невозможно отделить от России. Мы составляем одно единое целое и вместе, будем верить, в совсем скором времени, войдем в состав единого могучего государства под названием Святая Русь.


Светлана БЛОХИНА, экскурсовод.
Категория: Мои статьи | Добавил: uk02at02 (20.01.2014)
Просмотров: 671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz